Читательская грамотность

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Компетенции (умения):  Находить и извлекать информацию
✔ Интегрировать и интерпретировать информацию
 Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
 Использовать информацию из текста
Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами.
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста:
 Извлечение – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе.  Поиск – Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится.
Читательские умения 1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации
3. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
4. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
5. Определять наличие/отсутствие информации
Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
 Способность осмыслить и оценить форму текста  Способность связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом
Читательские умения 1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
3. Понимать назначение структурной единицы текста
4. Оценивать полноту, достоверность информации
5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
Читательские действия, связанные с использованием информации из текста
 умение применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач
Читательские умения 1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
Банк заданий и информационные материалы
✔ Банк заданий PISA
✔ Мастер-классы  PISA
✔ Рекомендации по формированию читательской грамотности
✔ Демонстрационные материалы
Портал государственных услуг Российской Федерации