Функциональная грамотность

Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

Виды функциональной грамотности
➤ Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
➤ Естественнонаучная грамотность​ способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
➤ Математическая грамотность​ способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
➤ Финансовая грамотность​ совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
➤ Креативное мышление способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
➤ Глобальные компетенции сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий: ссылка
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов ссылка 
3. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» ссылка
4. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности ссылка
Нормативные документы
Нормативно-правовые документы
1.  Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)
2. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) 
3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями) 
4. Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» 
5.   Письмо Министерства Просвещения  РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»
6. Приказ МОНО №316-01-64-60/21 от 17.09.2021 “Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области” 
7. Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №Сл-316-574041/21 от 17.09.2021 “О методическом обеспечении повышению работы по функциональной грамотности”
8. Письмо НИРО №Сл-316-59-567232/21 от 28.09.2021 “О методическом обеспечении повышению работы по функциональной грамотности” 
9. Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 20.09.2024 №316-01-63-2195/24 «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2024/25 учебном году»
Портал государственных услуг Российской Федерации